чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 224 (05.08.04). д. шумаков

ЯПОНСКИЙ ЧАЙ. ДЕГУСТАЦИЯ ЗАВЕРШИЛАСЬ
Я, наконец, разобрался со всем ассортиментом интернет-магазина «Японский чай» — несколько дней назад мне довелось попробовать последний чай из их репертуара. Несколько рассылок назад я уже делился впечатлениями от других японских чаев из «Японского чая», и впечатления эти были хорошими. Последний чай — Sencha Silver — этих впечатлений не испортил.

От других видов сенчи, которые мне приходилось пробовать, его отличает не столько вкус или аромат, сколько цвет настоя. Возможно, у меня просто получилось как-то хитро заварить эту самую серебряную сенчу — но ее зелень получилась чрезвычайно яркой и очень праздничной. В принципе, в такой цвет можно было бы красить воздушные шарики — по сравнению со стандартными кислотными, такие шарики смотрелись бы очень естественно на фоне голубого неба. Но это все так — фантазии ;) Вкус и аромат напитка — хорошие.

МАТЕШНЫЕ ЦИТАТЫ
Некоторое время назад мне в голову пришла мысль о том, что в рассылке уже давно не было никаких материалов о матэ — и почти одновременно с этой мыслью мне пришло письмо от Евгения Афанасьева, в котором он делился своими впечатлениями от пития матэ и приводит несколько связанных с этим напитком цитат. Я с удовольствием (и незначительными коррективами) представляю вашему вниманию и впечатления (они интересны еще и тем, что в них описан бескалебасный, если можно так выразиться, способ приготовления матэ) и цитаты (я, если честно, об их существовании даже не подозревал).

Впечатления. «Совсем недавно с удивлением обнаружил в банальном гастрономе пачку матэ. Учитывая, что цена была 18 с небольшим рублей за 50 (по-моему) грамм, я сильно засомневался в качестве данного продукта. Но на безрыбье и рак — рыба. Да и 20 рублей не деньги. Купил попробовать. Оказалось, что в картонной коробке находится пакет из «фольгированной бумаги». После «вскрытия» выяснилось, что внутри находится мелко резаные листья (примерно 1,5 на 1,5 мм) светлого серо-зеленого цвета. Запах не сильный, приятный, травянистый. Так как калебаса у меня нет, пришлось заваривать в банальной кружке. По вычитанному в той же книге рецепту насыпал 3/4 матэ и залил горячей водой. Через пару минут слил все это через ситечко и попробовал. Вкус оказался очень насыщенным, терпким, с явной горечью. Пришлось добавить немного сахара.

А вот вторая заливка оказалась совершенной противоположностью. Вкус стал похож на хороший зеленый чай, в который добавили компот из сухофруктов :) Причем фруктовые нотки были достаточно тонкими, но чувствовались сразу. Несмотря на заверения книги, что матэ можно заваривать до 10-12 раз, после 4-5 раза насыщенность вкуса стала явно слабой и дальнейшее заваривание было бессмысленным».

И цитаты. Из книги Джеральда Даррела «Под пологом Пьяного леса».

«Я застал Яна в пижаме и пончо — очень удобной аргентинской одежде, похожей на обыкновенное одеяло с дырой посредине, куда просовывается голова. Он сидел на корточках на полу и сосал тонкую серебряную трубку, конец которой был погружен в маленький круглый серебряный горшочек, наполненный темной жидкостью, в которой плавала какая-то мелконарезанная трава.

— Привет, Джерри, ты уже встал? — удивленно спросил он и принялся энергично сосать трубку. Послышалось мелодичное бульканье, похожее на звук вытекающей из ванны воды.

— Что ты делаешь? — сурово спросил я.

— Пью утреннее мате, — ответил он и снова забулькал трубкой. — Хочешь попробовать?

— Это парагвайский чай?

— Да. Здесь это такой же обычный напиток, как чай в Англии. Попробуй, может быть, понравится, — предложил Ян и протянул мне маленький серебряный горшочек и трубочку. Я недоверчиво понюхал темную коричневую жидкость с плававшей на поверхности зеленью. Запах был терпкий, приятный и напоминал запах скошенной травы в жаркий солнечный день. Взяв трубку губами, я сделал глоток, в трубке забулькало, и струя горячей жидкости обожгла мне рот и язык. Вытерев слезящиеся глаза, я вернул горшочек Яну.

— Благодарю, — сказал я. — Не сомневаюсь, что у вас принято пить чай таким горячим, но боюсь, что это не для меня.

— Можно немного остудить его, — не очень уверенно ответил Ян, — но мне кажется, тогда он утратит свой аромат.

Позднее я пробовал пить мате при более умеренной температуре, и мне даже начал нравиться запах свежескошенной травы и слегка горьковатый, вяжущий привкус этого освежающего напитка. Однако я так и не мог научиться пить его при температуре расплавленного металла, что является, вероятно, основным требованием настоящего ценителя мате».

«Когда мы с грохотом и скрежетом остановились, показался Фернандес, управляющий фермой; через море грязи он зашагал к нам навстречу. Это был высокий, сильный человек с приятным, монгольского типа лицом и очень красивыми зубами. Он отличался изысканными манерами и приветствовал нас, словно царственных особ. Пригласив нас в дом, он велел своей маленькой смуглой жене угостить нас мате с молоком. Пока мы потягивали этот густой, сладкий до тошноты напиток, я разложил на столе книги и рисунки и с помощью Рафаэля, выступавшего в качестве переводчика, завел с Фернандесом разговор о представителях местной фауны».

«Когда мы подошли к поселку, мы застали там скотоводов, вернувшихся домой на обед и полуденный отдых. Кони были привязаны около хижин, тут же были свалены в кучу тяжелые, обтянутые овечьей кожей седла. Мужчины в сдвинутых на затылок соломенных шляпах сидели, прислонившись к стене дома, и потягивали из маленьких кружек мате. На них были ободранные, пропитанные потом рубахи, толстые кожаные наколенники на шароварах были исцарапаны колючками, сквозь которые им приходилось продираться. В пристроенных к хижинам кухнях над очагами колдовали женщины, разогревавшие обед, а вокруг копошилось множество грязных черноглазых ребятишек и еще более грязных собак».

«Когда мы подъехали к хижине, жена индейца уговорила нас немного отдохнуть и выпить чашку мате. После утомительного путешествия по жаре мы с удовольствием посидели в тени минут десять. Нам с Джеки мате подали в чашках, остальные пили из одного горшка при помощи трубок. Распоряжалась горшком маленькая девочка, торжественно передававшая его по очереди каждому из присутствующих. Отдохнув и подкрепившись, мы поблагодарили хозяйку за гостеприимство и отправились на охоту».

Вот такие вот цитаты и впечатления. Большое спасибо, Евгений.

АНОНС
Проект «Информационный бум», в котором я имею честь вести чайную колонку, вернулся с летних каникул. Это означает, что помимо четверговых выпусков нашей рассылки у вас, уважаемые подписчики, снова будет возможность читать небольшие чайные заметки — чуть более общего содержания, но, надеюсь, интересные. Моя сегодняшняя колонка, например, посвящена чайным закускам. Милости прошу.