чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: николай монахов. старинная церковь рядом с чайной плантацией

Прежде всего, я хотел бы поблагодарить компанию Надин, сотрудником которой я являюсь, за предоставленную возможность экспериментировать с чаем непосредственно на плантации и находить новые решения.

Заброшенная церковь на чайной плантации.
Заброшенная церковь на чайной плантации.

Сплошь и рядом в чайной культуре встречаются загадочные околорелигиозные названия. Например, такие имена чаев, как «Ласковые руки Будды», «Железные яблоки богини милосердия Гуань Инь», «Будда чаев, дарующих бессмертие» и множество иных. Бывают и попроще, такие, например, как «Чай из даосского монастыря» — если верить историям, охотно рассказываемым персоналом чайных клубов, «в Китае совершенно случайно было приобретено небольшое количество сумасшедшего чая за мизерные деньги, а чай оказался выше всяких похвал — но названия у него нет, вот мы и назвали его по месту покупки»...

В истории индийского Дарджилинга, часто отмечается, что такая-то плантация расположена рядом с известным дзогченовским монастырем красношапочников, а вот с этим, например, храмом связано имя Николая Константиновича Рериха.

Такие истории создают, мне кажется, дополнительный интерес к предложенным чаям, окутывая их палантином таинственности и многозначности. Часто упоминаются такие термины как, «чайный цигун», «чайная медитация на 6 и 8 глотков».

Заброшенная церковь на чайной плантации.
Заброшенная церковь на чайной плантации.

Особняком стоит японская чайная культура. Как мне рассказали на занятии в Урасенке, что на занятиях в Японии обучение чаю вплотную связанно с Дзен-буддизмом и на старших ступенях обучения необходимо иметь буддийское имя. А процесс чаепития — это одна из форм динамичной медитации.

В Абхазии такой прямой связи чайной культуры и религии пока нет. Есть небольшое количество околочайных историй-притч, в которых мудрый дед на примере чая, что-то втолковывает своему несмышленому внуку. Да и сама Абхазия — сложный сплав язычества и раннего христианства. В горной Абхазии я часто сталкивался с интересными языческими обрядами, например, с принесением в жертву петухов и окроплением его кровью ранних посевов. Один раз мне довелось наблюдать, как снималась порча с больного быка, при этом что-то тихо нашептывалось, перышком ударялось в больное место и отплевывалось. Я слышал про особый обряд, помогающий быстрее проращивать семена.

Однажды, исследуя старые заброшенные плантации чая, на границе сел Дурипш и южная Джирхва (стальная голова), мы увидели необычную заброшенную церквушку. Впечатление оказалось неожиданно сильным. Холмистая чайная плантация, бурно заросшая бузиной и в центре ее — величественный храм. Контраст бело-кремового камня и изумрудно зеленой растительности. Это была старинная церковь времен раннего христианства. Она мне показалась самой таинственной и сказочной из всех, которых я видел.

Внутри заброшенной церкви.
Внутри заброшенной церкви.

С ней связано несколько интересных традиций и преданий у местного населения. Один раз в году, в церкви торжественно закапывается большой глиняный кувшин с отборным вином, чтобы через год раскопать его и вместе отметить особые события в жизни деревни. Говорят, что вино получается необыкновенным и обладает особыми магическими свойствами. Возможно, что это как то связано с тем, что по преданию апостол Симон Кананит (т.е. Симон из Канны) был тем самым женихом, на брачном пиру, у которого не хватило вина — и Спаситель чудесным способом претворил воду во вкусное вино. Однажды, вскоре после революции, один человек приказал сбросить купол этой церкви и вскоре, при невыясненных обстоятельствах он умер, говорят, что его убила молния, а это — символ божественной кары.

Абхазия приняла христианство намного раньше России. В ней проповедовали апостолы, ученики Христа — Симон Кананит и Андрей Первозванный. В Новом Афоне, примерно километрах в 100 к юго-востоку от плантации находится храм Симона Кананита, построенный почти 15 веков назад, в алтарной части которого покоится прах самого святого. Долгое время в Абхазии проповедовал Иоанн Златоуст — и именно здесь произошло чудесное обретение его честной главы.

Сохранилось множество старинных легенд и преданий об этом периоде истории.

Церковь в Лыхны, рядом с чайным заводом.
Церковь в Лыхны, рядом с чайным заводом.

В мой первый приезд в Абхазию, когда мы были на чайных плантациях около села Лыхны и осматривали Лыхненскую чайную фабрику, нам указали на знаменитую церквушку, расположенную неподалёку. Церковь оказалась запертой. Но местная старушка открыла ее для нас. Пристально посмотрев на меня, она сказала, что в их церкви есть что-то особенное. Откинув половичек посредине церкви, она показала странную плиту и сказала, чтоб ее отодвинули. Под ней оказалось другая плита — серебряная, это было надгробие одного из первых абхазских царей.

Сейчас в мире появилась такая тема, как чайный туризм. Читая про экскурсионные чайные мероприятия в Дарджилинге — с викторианскими отелями (в которых непременно надо быть в галстуке) и полями для гольфа, с необычным чайным паровозиком и прочими достопримечательности, я думал, а что можно в этом отношении организовать и показать в Абхазии? Вот плантация, вот заводик, вот горец с легендами и необычное чаепитие по-кавказски с элементами знаменитого гостеприимства. А вот, рядом с прекрасной чайной плантацией — старинная церковь, окутанная тайной изустных преданий.

Кто-то захочет поставить там свечи и помолиться, а кому-то просто будет интересно полюбоваться на прекрасный образец древней христианской архитектуры...

Спасибо Виктору Ермолаеву за редактуру теста.

Николай Монахов