чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: выпуск 69 (22.03.01). c. калинин

ТОСКА-А-А... (МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ)
«Весной я болен» (с) А.С.Пушкин. Это вместо эпиграфа.

Весна какая-то коматозная – то дождь, то мороз. А тут еще и деньги кончились (хочется добавить – ...так и не успев начаться), а вместе с ними и хороший чай. Сижу, дую дешевенькую цейлонскую «Импру».

Кстати, об «Импре». Я уже как-то писал, что на мой весьма субъективный взгляд, среди дешевых черных чаев «Импра», несомненно, лидирует по соотношению «цена/качество». Даже из простенького импровского брокена (не говоря уже про «крупнолистовой», «высокогорный» и т.п.) получается не просто насыщенно-крепкий, но и довольно душистый настой.

Но я, собственно, хотел написать не про это ;-))) Недавно тут один благородный вьюноша пытал нас с Денисом про метафизику чая (ни больше, ни меньше ;-))). Разумеется, мы послали его... разумеется, к первоисточникам. Например, к трактатам по чань (дзэн) буддизму.

Вообще, у нас (старых и мудрых ;-)) вопросы про метафизику чая обычно ничего кроме кривой и многозначительной ухмылки не вызывают. Просто потому, что уже очень давно один из достигших просветления доходчиво объяснил Шестому Патриарху, что палец – это всего лишь палец, Луна – это всего лишь Луна, а чай – это всего лишь чай.

Хотя, конечно, можно окучивать доверчивых людей, подхвативших желтую лихорадку (я имею в виду увлечение восточным), всякими там дантьянами, ицзинами, цигунами, праджняпарамитами и проч. и проч. Это здорово замусоривает мозги малообразованных китаелюбов, но, что главное, весьма стимулирует сбыт дорогих чаев.

Но это я сейчас так говорю, т.к. стал старый и мудрый. Или просто циничный. А в молодости я сполна переболел этой самой желтой лихорадкой, в самом ее остром варианте. Начал было даже изучать китайский язык, но вовремя одумался ;-))) Но времена были золотые! (Тут я позволю себе немного ностальгии).

Было это в середине 80-х, учился я в универе, жил в общаге, увлекался восточной философией и очень-очень любил хороший чай. А хорошего чая тогда было практически не достать, т.к. в стране даже грузинского не хватало. Народ давился в очередях из-за «36»-го или из-за «Бодрости», т.к. в эти купажи кроме грузинского чая добавляли немного индийского или цейлонского.

Я был счастливым обладателем тайного чайного канала, по которому в Питер доставлялся индийский и целонский чай с Уфимской чаеразвесочной фабрики. Помните, как там у Шевчука?

...Когда бы я не захотел,
Из под полы мне достает
Индийский чай,
Башкирский мед.

По тогдашним бесчайным временам уфимский чай был очень даже крут. Вот на этот-то самый чай, а также на метафизические разговоры, собиралась в моей общажной комнатке теплая компания человек в 5-6, которая, собственно, под этот интеллектуальный треп и выхлестывала весь драгоценный напиток ;-)))

Самое смешное начиналось потом. Хороший чай заканчивался, а компания по-прежнему собиралась. Мы тогда пили препаршивейший грузинский чай, и вели отЧАЙянные разговоры о том, почему это высшие силы так несправдливы к нам.

Шутки-шутками, но таким образом зародилась сверхтайная секта заговорщиков, разработавших и исповедающих эзотерическое философско-мифо-поэтически-религиозное учение под названием «ЧАИЗМ».

Так вот... (Это мысль моя, описав обширный эллипс, возвращается к истокам разговора). Одним из методологических положений нашего чаизма был (и остается) принцип контраста. Сущность принципа я поясню на примере.

Как человек становится алкоголиком? Решил «поправить настроение», выпил, похорошело... Но хочется-то, чтобы было еще лучше! Выпивает еще. Через какое-то время формируется зависимость. Еще через какое-то время формируется привыкание, т.е. для того, чтобы «похорошело» все время требуется увеличивать дозу. И так человек превращается в бездонную бочку.

То же самое может произойти и с чаем. Привыкнув пить хороший чай и помногу, очень даже запросто можно стать зависимым от чая, стать «чайным аддиктом» (в традиционной китайской медицине даже есть такой диагноз). Я уже не говорю про то, что чаеманские ощущения «замыливаются», вкус и обоняние привыкают к хорошему чаю, не говоря уже о формировании неэтичного и неэстетичного чайного пижонства.

Короче, во всех мировых религиях существует такая замечательная психопрактика как пост. Именно поэтому всякому продвинутому чаеману необходимо иногда поститься - пить какое-то время плохой чай, слабо заваренный, или даже лучше всего пить просто чистую воду. Зато потом кайф от хорошего чая вдвойне сильнее!

Какой-то там гнусный импортный философ написал трактат под названием «Рабская душа России», где он утверждает, что все русские – мазохисты. Возможно, в «принципе контраста» и есть элемент мазохизма, но зато он здорово помогает философски осмыслить и прочувствовать ситуацию полного отсутствия хорошего чая.

Такая вот метафизика... Сижу пью «Импру»... Тоска-а-а-а... «Весной я болен», так что не судите строго, люди добрые... Но на самом деле (уж мы-то знаем!) я соблюдаю «принцип контраста»...

ЗЫ: Уважаемые чаеманы! В завершение этого бреда ;-))) позвольте задать вопрос – а как вы относитесь к метафизике чая?! Есть ли у вас свои собственные соображения на этот счет. Если есть, то пишите.

НЕМНОГО КЕРАМИКИ
Знаете ли вы, что до начала широкого употребления чая (т.е. вплоть до 17-18 вв.) Европа была довольно диким местом в смысле наличия красивой керамической посуды для питья.

Настоящим фурором было появление в Старом свете фарфоровых китайских чашек, некоторые из которых могли стоить целое состояние. Подобная дороговизна породила в Европе целую индустрию чайной посуды. Т.к. китайцы держали секрет фарфора в строгой тайне, то европейцы дружно бросились этот самый фарфор изобретать.

Гениальная европейская мысль привела сначала всего-лишь к изобретению фаянса, который во всех смыслах является более грубым, чем фарфор – менее прозрачен, более тяжел, более хрупок (т.е. чашки получались более толстостенные и некрасивые), не звенит, у него другая теплопроводность и т.д.

Т.к. пить чай и обогащаться все-таки очень хотелось, то европейцы, с одной стороны, стали упорно работать над улучшением качеств фаянса, а с другой стороны, над подделками под китайский фарфор.

Исторический факт – в подделывании китайского фарфора в 17 веке наиболее преуспели умельцы из голландского города Дельф. Говорят, что их продукция вводила в заблуждение даже самих китайцев – торговцев фарфором. Почти весь дельфский «фарфор» экспортировался в Англию и оседал там под видом «настоящей чайной посуды». Впрочем, на современных британских аукционах делфская посуда стоит почти столько же, сколько и китайские чашки.

Что любопытно, в середине 18 века мода на чайную посуду в Англии (а именно Англия была законодательницей европейской чайной моды) радикально поменялась. Дело в том, что в 30-40 годах 18 века были проведены первые масштабные раскопки знаменитой Помпеи и других подобных итальянских городов. В Англии началась сумасшедшая мода на неоклассику, на греко-римский стиль.

Китайская посуда утратила популярность, и англичане стали пить чай из сервизов, стилизованных под неоклассику. Вместо круглых и даже приплюснутых заварников в китайском стиле начинают широко использовать высокие, стилизованные под амфоры, заварники, молочники и т.п. Для питья начинают использовать не «китайские» пиалоподобные чашки, а большие и высокие керамические бокалы-кружки (то, что сейчас мы называем «офисной кофейной кружкой»). Появляются также бокалоподобные чайные чашки «на ножке». Для неоклассической посуды также характерны не округлые формы, а появление ребер, квадратных, прямоугольных сечений и т.п.

В общем, полный модерн... Лучше бы англичане закопали Помпеи обратно, и откопали бы чего-нибудь в Китае, а то от офисных кружек совсем спасу нет. Вот.

ПАРОЧКА ССЫЛОК
1. Кстати, о керамике. Если любопытно, то загляните по адресу: www.holymtn.com/gallery/galleryconnection.htm. Там находится совершенно роскошная галерея, состоящая из трех разделов:

а) Галерея правильных китайских чайничков (4 тура по 20 картинок – всего 80 картинок!)

б) Галерея апсар. Апсары – это такие симпатичные мифологические дэвушки топлесс, что, видимо, весьма способствует выпиванию чая. Следует добавить, что проживают они на Шри Ланке, на фресках еще аж 5 в до н.э. Если хотите знать про апсар поподробнее, то добро пожаловать на наш сайт «Мифы нашего мира».

в) Галерея японской чайной керамики, где представлены авторские работы керамиста Ричарда Милгрэма, стилизованные в дзэнском стиле. Оч-чень симпатичные вещички!

2. Пишу просто про прикол. По адресу href=http://www.fujian-tea.com/english/eintroudct.htm (за адрес большое спасибо Андрею Светловскому!) находится сайт одной китайской чаеторговой корпорации (China Tuhsu Fujian Tea Import and Export Corporation).

Так вот, ползаю я по сайту, и особенно меня заинтриговал раздел «чайная вода» (tea water). Подразумевая, что китайцы – ребята правильные, и наверное, продают они там супер-пупер чистую и отборную воду для заваривания чего-нибудь турбо-мега элитного и сортового.

Зачарованный такими далеко идущими догадками, я решаю в этот раздел заглянуть - а вдруг там есть качественные характеристики этой самой супер воды?

Захожу. Смотрю. И веселюсь до упаду – предлагаемая фирмой «чайная вода» оказывается прохладительным напитком со вкусом чая. Причем оные коварные китайцы имитируют не просто вкус черного, или там зеленого, чая. Они имитируют Лун Цзин, улуны и т.п. сортовые чаи! Да... Вот оно, тлетворное маркетинговое влияние Запада на восточную ментальность ;-)))

ЦИТАТА
«За списком следовала заметка о тайнах изготовления дорожных самоваров и об особом «языке самоваров», который упоминают в своих произведениях такие авторы, как Вяземский и Салтыков-Щедрин.

На следующей странице были вписаны от руки выдержки из книг, где речь идет о чае. Выписки из китайских и японских справочников, из восточной литературы и, наконец, из Гоголя, Достоевского и других писателей. Цитата из Пушкина, например, гласила:

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.

Вслед за пушкинскими стихами был вписан текст, относительно которого Разин полагал, что его составил буддийский монах Даруму, тот самый, из чьей ресницы пророс первый чайный лист...»

Милорад Павич, из книги «Пейзаж, нарисованный чаем»

ЗЫ: Вообще, очень рекомендую Павича. Это новый Кортасар ;-)) И по приведенной цитате видно, что наш он человек, разбирается...

Весенний призыв номер ДВА: Выпитая чашка чая ускоряет приход весны в среднем на 10 минут. Так что же вы не пьете, черти!?