чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: шесть стереотипов русского чаепития

Что же такое русское чаепитие? При подготовке материалов для чайного интернет-сайта было бы совершенно логично поискать, для начала, ответ на этот вопрос в интернете. Что и сделал некоторое время назад Сергей Калинин. И нашел несколько весьма любопытных ответов (тех самых стереотипов, о которых мы писали выше). При этом самые вопиющие стереотипы вылезают, конечно, на иностранных сайтах. Но мы приведем и их, несмотря на их откровенную бессмысленность. Такой «взгляд со стороны» со всей очевидностью демонстрирует беспомощную наивность любых попыток унификации русской чайной традиции. (Кстати, на зарубежных сайтах очень часто используется термин «Русская чайная церемония». Оцените ;) Итак.

Богданов-Бельский. Новые хозяева. Русское чаепитие, соответствующее всем стереотипам ;)
Богданов-Бельский. Новые хозяева. Русское чаепитие, соответствующее всем стереотипам ;)

Стереотип 1. Россия — чайная страна. В России пьют (и изначально пили) чай все и много, чай в России быстро прижился и стал всенародным напитком.

Стереотип 2. Существует некая универсальная традиция русского чаепития, которая часто ассоциируется с кустодиевскими купчихами, самоваром, горой баранок и пирогов и т.д. и т.п.

Стереотип 3. В России повсеместно и по традиции пьют крепкий черный чай.

Стереотип 4. Традиционно русский способ — питье чая из самовара.

Стереотип 5. В России чай традиционно пьют из стеклянных стаканов с подстаканниками.

Стереотип 6: Традиционная русская чайная керамика — это гжель, белый фарфор с синей росписью.

Чувствуете некоторую противоречивость уже в самих этих утверждениях? Особенно в двух последних? Но давайте разбираться по порядку.

О том, как распространялся чай по России, мы уже писали в исторической части. Быстрым и легким это распространение не назовешь. И, несмотря на то, что чай в Россию пришел значительно раньше многих других странно, до середины XIX века он был недоступен широкому потребителю. Мало того, изначально употреблению чая очень сильно препятствовала православная церковь, считая «китайскую травку» бесовским зельем. Но потом уловили, что чай весьма полезен во время ночных молитв и дали «зеленый свет». Кстати, староверы до сих пор не употребляют чай, считая его чересчур возбуждающим «подстрекающим ко греху» зельем. Массовое внедрение чая «в народ» началось во времена Петра I и после него — как известно, Петр выдавал солдатские 100 грамм или стаканом водки или двумя стаканами крепкого чая-чифиря. (Хотя о неоднозначной «чайной» роли Петра мы уже писали — сам то он больше кофе пил).

Об изначальном отношении к чаю в России можно судить хотя бы вот по такой подборке пословиц (Даль. «Пословицы русского народа»).

- Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи.
- Чай, кофе, картофель, табак прокляты на семи вселенских соборах.
- Пагуба душевная и телесная: чай, кофе, табак.
- Картошка проклята, чай двою проклят, табак да кофе трою.
- Кто пьет чай, тот спасения не чай.
- Кто пьет чай, отчаявается от Бога; кто пьет кофе — налагает ков на Христа.
- Китайская стрела в Россию вошла, в христианские сердца — сгубила всех до конца.

Вот так вот. Кстати, и сейчас, хоть чай и является самым популярным напитком россиян, уровень его потребления сильно зависит от региона. На юге России чая традиционно пью меньше, чем, например, в Сибири. А на Украине (и в те времена, когда мы были одной страной, и сейчас) чая вообще потребляется много меньше. Мало того, украинцы часто дразнили (и сейчас, наверное, дразнят) своих северных братьев-славян не только «москалями», но и «чаехлебами» и «водохлебами».